Интервью с Алексом Борном

Интервью с Алексом Борном
Интервью с Алексом Борном
Интервью с Алексом Борном

Привет. Некоторое время назад я отправил вопросы Алексу Борну. Хотел взять интервью! Никогда раньше этого не делал, поэтому, так скажем, с почином меня =) И вот мне пришли ответы, которыми я просто был потрясен. Когда говоришь действительно с профессионалом, то начинаешь чувствовать, что можешь многое почерпнуть из его знаний.

Надеюсь вступление было нормальным. В общем всем новичкам это интервью даст просто нереальные запасы музыкального добра. Поэтому дерзайте, а так же пишите, что вы думаете по этому поводу в комментариях под интервью.

1. Расскажи немного о себе. Откуда ты? Где учился? Где и кем работаешь? С кем живешь? Основной вид твоей деятельности.

Алекс Борн
Алекс Борн

Вряд ли это многим интересно, но кратко могу рассказать. Я Москвич, но родился в Архангельской области, рядом с космодромом Плесецк. Там в ракетных войсках служил мой отец. Потом, когда я родился, родители вернулись в Москву.

Я учился в ВУЗе, успел несколько лет поработать инженером. Живу с девушкой, а работаю сейчас в квартире родителей, там у меня студия и мини-офис.

С основным видом моей деятельности ты, как и 100 тысяч моих подписчиков знакомы 🙂 . В 2009 году я уволился и с тех пор обучение игре на гитаре, не только средство самореализации, но и мой основной вид деятельности.

2. Почему ты решил научиться играть на гитаре? Ведь такое решение с неба не берётся… Я к примеру освоил инструмент на спор с отцом. Он сказал, что у нас в роду никто не может играть на музыкальных инструментах, ибо пальцы кривые. Меня это обидело, вот я и научился. А тебя то, что вдохновило?

С детства был неравнодушен к рок-музыке. Отец включал пластинку Deep Purple, а я прыгал по комнате с теннисной ракеткой под Smoke On The Water, изображая Ричи Блекмора.

Потом родители отдали меня в музыкальную школу, но я вскоре был разочарован тем, как там преподают. У меня получалось, но мне было неинтересно. Сейчас я вижу, что возможен другой подход в обучении. Но тогда я не понимал в чём дело, и просто подумал что это не моё.

Музыкалку бросил, гитару поставил в чулан, где она провела следующие 3 года. Потом через 3 года мой одноклассник принёс гитару в школу и на переменках играл песни Цоя. Мне понравилось и меня это вдохновило тогда гораздо больше чем этюды Каркасси. Да, сейчас я понимаю что они несут культурную и художественную ценность, но это не то, что вдохновит 12-ти-летнего подростка.

В итоге даже кое-как сыгранные моим одноклассником песни группы Кино произвели на меня большее впечатление, чем виртуозная игра моего преподавателя. И я вернулся в музыку.

В тот же день достал гитару из чулана, а следующим вечером мы уже играли дуэтом. Потом было много всего:  от игры на лавочке во дворе, рок-группы в школе, колледже, институте, до сотрудничества в качестве сессионного музыканта с профессиональными московскими коллективами.

3. Вообще, сложно ли научиться играть на гитаре среднестатистическому человеку? Или всё-таки должен быть какой-то врождённый талант? 

Я считаю, что задатки таланта есть у каждого, но чтобы талант раскрылся, ему надо создать определённые условия. Кому-то повезло, он изначально попал в такие условия и поймал волну. У него сложилось музыкальное мышление, креативное восприятие, которое не могут испортить даже в музыкалке. Ему надо только развивать свои способности и следовать намеченным курсом. Поэтому часто выдающиеся музыканты это дети из музыкальных семей, или же те, у кого в школе был хороший учитель по музыке. У кого-то друзья все музыкальные и играют в группах. Как было например у меня. В общем, тут, я думаю, важнее всего окружение.

Другим, у кого нет такого музыкального окружения и в детстве талант был зарыт в землю, даже не успев показаться (повторяю, он есть у каждого), будет сложнее. Но если вам повезёт встретить того, кто найдёт к вам подход (преподавателя), или вы попадёте в дружественное музыкальное окружение, то вы сможете достичь многого.

Сейчас, в эру интернета, конечно всё гораздо проще. Таким окружением может быть даже музыкальный форум или канал на YouTube, на который вы заглядываете регулярно и смотрите видео уроки. Это не только получение новой информации, как освоить навыки и развивать их, это ещё и то, что постоянно будет вас подпитывать энергией. Тут важны эмоции и приятное времяпровождение.

Прежде всего, необходимо полюбить музыку. В музыкальных школах, к сожалению, обычно делают наоборот – большинство выпускников после школы, как минимум равнодушны к ней.

По моему опыту, научиться играть на гитаре может каждый, у кого есть две руки и желание играть. Всё остальное: слух, чувство ритма, гибкость пальцев – можно развить при помощи специальных упражнений. Есть даже люди, которые играют на гитаре без рук. Поэтому второе – желание научиться играть, даже важнее.

4. Как быть, если у человека нет слуха? Лучше не начинать музыкальное продвижение или всё же есть надежда?

Есть мифы об отсутствии слуха и прочий бред, я считаю, что это культивируют недобросовестные преподаватели, которым лень искать подход к ученикам. Они предпочитают работать с теми, у кого и без них уже что-то получается. Хотя преподаватели тоже не виноваты. Думаю, проблема в устаревшей методике.

Раньше считалось, что абсолютный слух это врождённое. Сейчас есть методики, с помощью которых можно развить его в достаточно короткий срок практически у любого, если он действительно хочет этого.

5. Сколько будет 2+2*2?

Тут я хотел проявить оригинальность и приплести что-то из музыки, но ничего не пришло в голову  Конечно я часто прогуливал математику, чтобы порепетировать с друзьями, но одно время я был чуть ли не ботаном и знаю, что сначала умножаем, потом складываем. Поэтому ответ – 6.

6. Какие ошибки совершают новички? К примеру, я хватался за всё подряд, и практически ничего не доводил до конца. Но причиной этому было то, что я учился самостоятельно. Перечисли хотя бы 2-3 ошибки, самые распространенные. Как я знаю, ты собираешь, мастер группы, и частенько работаешь вживую с людьми. Поэтому должны накопиться самые распространенные косяки новичков.

Да, как раз недавно проводил мастер-класс в Москве по улучшению навыков игры на гитаре. По итогам встречи на  мастер-классе можно сказать, что – практически никто из новичков не может сыграть песню без ошибок от начала до конца. А это следствие погони за скоростью, плохого чувства ритма и отсутствия обратной связи, взгляда со стороны.

Практически все считают, что чем быстрее, тем круче. Едва выучив тему, торопятся поднять темп и вообще не следят за техникой при этом 🙂 Получается не пойми что, но сами они этого не замечают, или же замечают, но игнорируют. А ведь самые крутые гитаристы это не те, кто играет 400 ударов в минуту, а те кого приятно слушать. Это те, кто могут уже двумя-тремя нотами заставить человека грустить или радоваться. Вот об этом я предлагаю подумать в первую очередь.

Второй косяк это ритм. Ритму в самоучителях мало внимания уделяется, а без него нет музыки. Скорость также повысить не получится, из-за плохой синхронизации рук. Это тоже следствие плохого чувства ритма. Чтобы чувство ритма сформировалось надо играть под метроном. Это скучно, нудно и вообще в лом 🙂 Но тут есть рецепт. Можно обойтись без метронома. Но об этом позже.

7. Я на своём сайте в основном даю советы сверхбыстрого освоения гитары. Учу тому, как можно быстро научиться играть на гитаре. Вот скажи, есть ли у тебя какие-либо фишки по быстрому освоению инструмента? Что ты посоветуешь новичкам, чтобы максимально быстро освоить гитару?

Возможно это будет несколько неожиданно и противоречиво, но чтобы быстро освоить гитару я рекомендую не торопиться 🙂 Учиться играть в медленном темпе и фокусироваться на исправлении своих слабых мест.

Если у вас что-то не получается, сосредоточьтесь на этом и попробуйте сыграть это как можно медленнее. Не надо каждый раз начинать играть композицию с начала. Уделите этому 5-10 минут, полностью сконцентрировавшись на сложном кусочке. Только на нём! Если всё равно не получается, упростите его ещё, разбив на минимальные действия. Это может быть взятие сложного аккорда, перехода или игра короткого фрагмента мелодии.

Также предлагаю попробовать начать записывать свою игру на видео и анализировать, спустя несколько дней. Только так можно увидеть свои ошибки и исправить их в кратчайшие сроки.

Ну и главный совет – формируйте вокруг себя соответствующее окружение, атмосферу, которая будет двигать вас дальше. Слушайте классную гитарную музыку, посещайте концерты, или хотя бы смотрите их на видео, ищите единомышленников, привлекайте друзей на свою сторону, пусть тоже играют на гитаре. Если хотите, могу вам посоветовать пару песен для игры дуэтом. Это реально классно и интересно! Я считаю без этого вы не прочувствуете всего, что может вам дать гитара.

8. Ещё очень актуальный вопрос, который мне постоянно задают. Нужна ли нотная грамота? Вот, к примеру, я хоть и знаю её, но совершенно ни разу не приходилось ею пользоваться. Так следует ли её учить или всё-таки можно обойтись только табами.

Я тоже знаю её, но много лет ей не пользуюсь. Знание нот даёт некоторые преимущества, это прежде всего универсальный язык всех музыкантов. Но эти преимущества не стоят траты такого количества времени, которое нужно, чтобы научиться свободно  играть с листа. Это как минимум несколько месяцев.

Также ноты для гитариста могут быть неоднозначны. К примеру, я смотрю на нотный стан и вижу кружок между 5-й и 4 линейками. Это ми второй октавы. Но её можно зажать по-разному. Это может быть первая открытая струна, а может быть вторая на 5-м ладу.

В табулатуре же сразу видишь что и как надо зажать, в отличие от нот. Это огромный плюс. В них нет двусмысленности, как в нотах.

В общем, табулатуры гораздо проще и нагляднее, играть по ним можно научиться за 15 минут, а все их недостатки исчезли с момента появления и распространения программы Guitar Pro. Так зачем тратить время если вы не собираетесь поступать в консерваторию?

Лучше садитесь и играйте прямо сейчас 🙂

9. Умеешь ли ты импровизировать на гитаре? Что для этого требуется? Как быстро можно научиться?

Да, умею. Конечно не как джазмены, но я могу сыграть простое соло под любую композицию. Более сложное и красивое могу сыграть с дополнительной подготовкой, если изучу тему, под которую надо играть заранее. В принципе, это гораздо проще, чем, кажется. Но для этого требуется база, некоторый уровень техники игры, чувство ритма, музыкальное мышление, кое-какой относительный слух и знание некоторых теоретических основ.

Если играешь пару лет, основам можно научиться за пару занятий, а потом уже заниматься совершенствованием.

Прежде всего, нужно научиться определять гармонию, а также выучить пентатонику. Для тех, кто не знает,  эта специальная, несколько упрощенная гамма, последовательность нот, из которой можно составить соло для любой композиции. Но за 5 минут это всё не объяснить, конечно же Если будут желающие, можно провести мастер класс на эту тему.

10. В заключении не мог бы ты как-то жестко промотивировать тех ребят, которые сейчас читают это интервью. Промотивировать так, чтобы они подняли свои задницы и пошли что-то делать, наконец. Жизнь то ведь идет, время все меньше и меньше с каждым днем, надо же успеть сделать то, что хочешь…

Друзья, хватит пытаться играть! Научитесь играть по-настоящему! Любите музыку, получайте удовольствие от игры. Если же у вас что-то не получается, не стесняйтесь спросить! Хорошего преподавателя в своём городе найти конечно сложно, но сейчас эра интернета.

Поймите, если у вас что-то не получается, значит вы что-то делаете не правильно. Не оставайтесь наедине со своими проблемами. Вместо того, чтобы пытаться самим решить свою проблему и биться лбом об стену, можно найти человека, который уже это сделал и может помочь научиться вам.

Помните, всегда есть  люди, которые смогут вам помочь. Тем более в таком деле, как игра на гитаре. Главное не сидите на месте! Даже если у вас нет денег купить курс или пройти тренинг, вы всегда можете задать свой вопрос в комментарии. А если же есть возможность, лучше участвуйте в процессе, а не занимайте позицию наблюдателя.

Будьте активнее, действуйте, и тогда у вас всё получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.