На данный момент времени я увлекаюсь изучением музыкальных жанров. Я и представить себе не могла, что их такое множество! Но потихоньку я начинаю осваиваться и узнавать все больше и больше. Сегодня я хотела бы вас познакомить с таким жанром музыки как прог-рок.
Прогрессивный рок — жанр музыки
Итак, прог-рок – это стиль рок-музыки. «Прог» – это прогрессивный. Главной отличительной стороной прог-музыки является усложнение музыкальных форм, а происходит это через своеобразный диалог с другими музыкальными направлениями. Этот диалог давал так называемым пионерам возможность поднять рок на высокий, новый уровень, а с другой стороны они разбивали рамки своего жесткого академического творчества.
Как у любого жанра у прог-рока есть свои поджанры:
- Кентербери
- Мат-рок
- Прогрессив-метал
- Симфопрог
- Zeuhl
Поджанры образовались не сразу, прошло несколько лет прежде, чем они увидели свет.
У прог-рока было все: рождение, взлет, падение, возрождение, становление.
Родился Прогрессивный рок в Англии в конце 60-х. Люди оценили перемены в таком направление как рок. Это не просто, т.к. не только формы усложнялись, но и продолжительность композиций выросла в несколько раз. Эту музыку надо понимать и любить, она «умная». Знаете, как говорят про оперу? Если хоть раз сходить на оперу то либо вы ее полюбите, либо возненавидите. И с прог-роком также.
Характерные особенности прог-рока:
- Длинные композиции где-то минут 22,5 или 79.
- Есть место быть концептуальным идеям, которые закладываются в альбом и ниточкой тянутся от начала до конца. Вкладываются при этом всевозможные буклеты и описания. Типичный пример такого альбома – это «The Lamb Lies Down on Broadway».
- Музыка прог-рока звучит мелодично и гармонично, что не свойственно обыкновенному року, а так же постоянные смены темпа, рельефа. И, конечно же, изменение музыкального размера.
- Различные эксперименты, связанные с настройкой инструмента.
- Часто используются не музыкальные звуковые эффекты, например альбом Майка Олдфилда «Amarok».
- Изменяется и вокальные стили.
- На главном плане выходят инструменты, которые вообще не подходят для рока, но не для прог-рока: флейта, клавишные, народные ударные.
И еще ряд: поэзия, какие-то моменты, взятые из классики в интересной обработке. Это правда интересно.
Первой группой, записавшей прогрессивный рок альбом – это King Crimson. Вот дальше все и пошло, поехало. Прог-рок растекся по миру, постепенно завоевывая все большие территории.
Падение прог-рока было в конце 70-х – конце 80-х. Это было неожиданно, хотя как посмотреть. Людям захотелось что-нибудь простого, что-то для дискотек и приятного времяпрепровождения. Люди перестали слушать прогрессивный рок.
Группам надо было как – то выживать, кто распадался, менялся состав, но они выстояли. Вот беда людей, никто не хочет задумываться, слушая музыку. Массовая культура – беда человечества. Так вот стали использовать драм-машину, первые это сделали Genesis. Стали выпускаться альбомы прог-рока, которые отдаленно напоминали его. Фанаты прог-рока, хоть их было и мало, огорчились. Но эту музыку уже можно было включать и на дискотеках. Вот так и старались карабкаться группы, играющие прог-рок.
«Третья волна» – это возрождение прог-рока. Я выскажу свое мнение: людям всегда охота что-то нового, а новое – это хорошо забытое старое. Вот так.
Сейчас прогрессивный рок растет и цветет. Но все же ранние композиции прог-рока это лучше, чем то, что есть на данный момент.
Мне понравилось высказывание одного человека на форуме, где обсуждался прог-рок: «Прогрессивный рок – это музыка тех людей, у которых кое-что есть в голове. Это музыка для тех, кто от жизни хочет получить не только возможность хорошо поесть и славно потрахаться. Это музыка сферы, от которой становишься лучше и начинаешь ценить свою жизнь больше. Послушайте музыку RUSH и тогда те, кто ЗАХОЧЕТ понять – поймет, что это за чудо!»