Музыка дала мне возможность освоить самые разнообразные техники игры. Когда я сажусь, чтобы разучить какую-нибудь мелодию, я это делаю не для того, чтобы освоить технику. Я хочу дойти до идеи, заключенной в музыке. Пэт Мартино
Существует бесчисленное множество способов играть правой рукой по грифу. Стив Вай
Теппинг — это техника звукоизвлечения, которая в основном ассоциируется с электрогитарой, однако, ее можно применять на любых струнных инструментах.
История возникновения теппинга начинается с давних времен. Существуют данные о том, что Никколо Паганини использовал сходную технику на скрипке. Также есть сведения, что аналогичную технику применяли в турецкой музыке при игре на народных инструментах.
Принцип, похожий на теппинг, использовался также на старинном клавишном инструменте клавикорде, звук на котором извлекался за счет ударов металлических штифтов (ладов) по струнам.
Существует два вида теппинга: одноручный и двуручный.
В основе применения теппинга при игре на гитаре лежит легатная техника, в которую входят такие приемы звукоизвлечения как hammer on (удар пальца по струне возле металлического порожка), pull off (срыв пальца) и slide (скольжение).
Начиная с середины XX века многие гитаристы стали все чаще использовать двуручный теппинг, что было связано с возрастающей популярностью электрогитары. Одним из первых рок гитаристов использовавших на записях теппинг-технику был Стив Хэкетт из группы “Genesis”. Два ярких примера использования Хэкеттом теппинга можно услышать в песнях «Dancing with the Moonlit Knight» 1973 года и «The Return of the Giant Hogweed» 1971 года. Харви Мэндел, известный своей психоделичной игрой на гитаре, также применял двуручный теппинг в шестидесятых годах. Мэндел был одним из первых рок гитаристов, кто развил эту технику и активно ее использовал еще за год до Эдди Ван Халена и Стэнли Джордана. Однако, Эдди Ван Хален развил безумную популярность теппинг-техники, донеся ее до разных кругов слушателей, а также повлиял на многих музыкантов, вдохновив их на использование данного приема. Таким образом, большинство людей ошибочно полагают, что Ван Хален действительно был изобретателем теппинга. Какое воздействие оказала эта техника игры на гитаре на современную рок музыку, можно говорить бесконечно. Достаточно вспомнить таких современных гитаристов как, Пол Гилберт, Джо Сатриани и Стив Вай, как сразу же становится очевидным актуальность использования данного технического приема.
С музыкальной точки зрения, прием имеет очень широкое применение. Так, например, преимуществом является то, что можно использовать широкие интервалы без технически более сложных межструнных скачков. Также есть возможность строить нелинейные секвенции, что может кардинально перевернуть ваше звучание, соответственно, выделить вас из общей массы гитаристов, которые «играют как все». Самое интересное заключается в том, что по сравнению, с другими приемами игры на гитаре (свип, альтернативная медиаторная техника и др.) научиться теппингу технически достаточно просто. Таким образом, овладев основными принципами приема, при хорошем воображении поле деятельности не ограничено.
С точки зрения композиции вцелом, здесь можно увидеть также положительные стороны. Пассажи, сыгранные приемом, основанным на технике легато, будут звучать ровно и сглажено. Однако, при аккуратном исполнении, тэппинговые фразы хорошо читаются. Этот прием всегда выделяется в общем звучании группы и привлекает к себе внимание. Так что если вы хотите сделать резкий поворот в своем соло или как будто вдруг погрузиться на дно океана за пять секунд в своем гитарном риффе, теппинг — это наиболее подходящий способ.
За последние несколько десятилетий многие гитаристы и преподаватели музыки написали огромный объем информации на эту тему. В то же время потребность в доступном, а главное не однообразном, материале о теппинге все еще существует. Большинство изданий публикуют классические упражнения, построенные на линейных приемах, которые достаточно легко освоить. Именно поэтому цель данной статьи — выработать у начинающих музыкантов, в первую очередь, стремление к уникальному и индивидуальному подходу в музыке.