Чтение табулатур и различных обозначений является основной задачей каждого гитариста. Чтобы сыграть песню вам необходимо чтение табулатур, а так же различных символьных и табовых обозначений.
Стандартные табовые и нотные обозначения очень важны для музыкального общения. Это помогает нам найти ответы на вопросы, такие как: “Как сыграть? Куда нажимать?”. Данный урок вам покажет, как читать ноты и табулатуры. “Они в сочетании дают великую мощь”
Цель урока
- Изучить, как читаются стандартные обозначения.
- Как выглядят табулатуры и как они читаются.
- Изучить изменения нот по высоте
- Основная работа ключей
Табулатуры
Табулатуры или сокращенно табы являются методом обозначения музыкальных произведений для струнных инструментов в более простом и понятном виде для быстрого изучения и освоения композиции. Табулатурное полотно состоит из шести горизонтальных линий обозначающих шесть струн, но только самая верхняя линия – первая струна, последняя – шестая. Цифрами указываются те лады, на которых вам необходимо сыграть ту или иную струну.
Табулатуры осень сильно облегчают жизнь струнным музыкантам, но всё-таки у табов есть свои недостатки. Табулатуры не скажут вам, как долго должна проигрываться та или иная струна. Не зная этого вы не получите нужный темп и ритм игры на гитаре, что очень плохо.
Чтение табулатур – Упражнение
Табулатуры читаются так же, как и книги, т.е. справа налево. Но для того, чтобы определить нужный ритм, сначала нужно послушать запись композиции.
В моём примере мелодии не будет, а будет несколько другая хитрость. Вы увидите два полотна: Сверху нотное, то, на котором расположены ноты по своим правилам, а внизу табулатуры.
Упражнение первое: Простая хроматическая гамма
- Играть на3-ем ладу 5-ю струну
- Играть открытую струну на 4 ладу
- Играть 2-ой лад 4-я струна
- Играть 3-ий лад 4-я струна
- Открытая струна 3-я струна
- Играть второй лад 3-я струна
- Открытая струна 2-й лад
Немного о стандартных обозначениях
Нотные обозначения записываются на 5 горизонтальных линиях, называемые нотным полотном. На данных линиях и в пустом пространстве между ними располагаются ноты.
Так же в начале нотного полотна располагается скрипичный ключ:
Скрипичных ключей существует много, но гитаристам необходимо запомнить только этот один, т.к. в основном только он и используется.
Как правильно говорить, где какая нота находиться? В общем объясню всё предельно ясно и кратко.
Если нота находиться на линии, то следует говорить: “Нота “Ми” или “Е” на первой линии.
Если же нота находиться между линиями, то так и говорим тот интервал между которыми она находиться (или просто говорим под какой линией).
Так же, помимо данных пяти линий ещё используются добавочные линии. Это просто небольшие чёрточки располагающиеся под или над основными записями. Используются они для расширения диапазона звучания. Максимально возможное количество добавочных – это 5 штук сверху и 5 штук внизу.
Ниже на рисунке показан весь гитарный диапазон звучания, но некоторые гитары поддерживают и больший.
Практика на песне: У Мэри Был Барашек
Не сомневаюсь, что данная песня не самая лучшая и я к ней отношусь без трепета в душе, но на мой взгляд она, как нельзя лучше подойдёт для практики в изученном, т.к. большинство знают примерный темп донной песни и смогут её сыграть без проблем.
Чтобы помочь Вам сыграть данную песню предлагаю ознакомиться с расположением нот на пятой струне.
А теперь собственно и сами табы с нотами:
Дополнительные обозначения нот
Иногда вам необходимо сыграть ту или иную песню на пол тона выше или ниже, но как это обозначить на нотном стане было загадкой и поэтому придумали специальные знаки для того, чтобы наглядно показать без какой-либо путаницы.
— Бемоль b — знак, который означает понижение ноты на полтона. Собственно вы должны будете играть на один лад ниже.
— Бекар ♮ — знак, отменяющий действие предыдущего знака альтерации, т.е. бемоля или диеза.
— Диез # – знак повышающий на полтона. Значит вы играть будете на лад выше.
Ну вот, собственно это, наверно, и всё =))) О чём не рассказал, можете писать в комментах, а так же задавайте вопросы и делитесь.